Привожу 10 фрагментов из книги «Далёкое близкое» И. Е. Репина. Не «красивых», не «умных», а тех, по которым видно: (i) пишет художник (а не учёный или священник), (ii) художник – Репин (а не Васнецов или Левитан). Во всяком случае, лично мне.
1. «Я задумал сделаться святым и стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы – уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя на небо».
2. «…и посреди игр, и в знакомом семействе с барышнями я не мог отделаться от группы бурлаков и делал разные наброски то всей этой группы, то отдельных лиц».
3. «Я часто наизусть старался воспроизвести его лицо, но от этого Канин только поднимался в моём воображении до недосягаемого идеала».
4. «Много лет спустя я вспоминал Канина, когда передо мной в посконной, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде с сохой за лошадью Лев Толстой».
5. «В 1873 году мне писал Крамской, который работал тогда над портретом Льва Толстого, что в охотничьем костюме, верхом на коне Толстой – самая красивая фигура мужчины, какую ему пришлось видеть в жизни».
6. «…искусство только и вечно и драгоценно любовью художника. Вот, например, по заказу В. В. Стасова Серов, ещё будучи мальчиком, скопировал у меня в Москве «Патриарха Никона» В. Г. Шварца, и эта копия исполнена лучше оригинала, потому что Серов любил искусство больше, чем Шварц, и кисть его более художественна».
7. «Микеланджело делает статую Христа в виде Геркулеса для христианского храма в Риме, а в Сикстинской капелле изображает Христа в виде Марса».
8. «… я едва не упал там с высочайших лесов на каменный пол церкви, когда писал «Святую Троицу». Это привычка у меня отскакивать от работы во время писания».
9. «Постояв немного перед этой великолепной новой Академией художеств, я мысленно представил себе нашу Академию екатерининского времени, постоянно перекрашиваемую то в красный, то в розовый цвет, и только здесь ещё более оценил строгость стиля, гармоническое общее и, главное, простоту, эту верную примету истинно художественного произведения».
10. «Искусство каждого народа фатально проходит все фазы своего развития. Никакие меры не помогут ему перешагнуть свой архаический период. Всё, что шагнёт вперёд под влиянием более культурной страны, оторвавшись от художественного роста своей нации, будет ей чуждо и, хотя возбудит большое удивление специалистов, в конце концов забудется и не будет иметь значения в общем росте школы».
Сим призываю арт-блогеров переключаться с развлекания аудитории байками из жизни богемы на формирование у аудитории понимания: (i) художника как типа личности, (ii) разницы авторов и искусства «от Бога» от номиналов и суррогата и (iii) различия авторов и искусства «от Бога» между собой.
P. S. Мой ответ на задание на выходные (смотрите запись «Задание»). Что у кого получилось?