Возьмём «Сестру милосердия». На первый взгляд, перед нами монашка со сложенными в молитве руками у койки с тяжело – скорее всего, смертельно – раненным. И только отметив символику цвета, строгость, условность, понимаешь: это пьета.
Памятка. Пьета (от итальянского pietà – жалость как христианская добродетель) – тема оплакивания Христа в изобразительном искусстве. Сюжет: одиноко или в компании скорбящая по снятому с креста Иисусу Дева Мария. В топе самых сильных, тяжёлых, патетических мизансцен.
В «Сестре милосердия» есть жизнь, смерть, материнская фигура. Это сила.
В «Сестре милосердия» есть потерянный человеческий ресурс (посадил ли раненый дерево, построил ли дом, вырастил ли сына?) – свидетельство нашего несовершенства, как общности. Это тяжесть.
В «Сестре милосердия» есть религия, Бог, бессмертие. Это патетика.
«Я умираю, но не сдаюсь!» – надпись на стене Брестской крепости (1941 г.). «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», – фрагмент «Старика и море» Эрнеста Хемингуэя (1951 г.).